ПАО «ТрансКонтейнер» (входит в Группу «Дело») является лидером контейнерной железнодорожной логистики в Евразии с растущим присутствием в странах Центральной Азии, включая Узбекистан. Никита Пушкарев, директор по продажам и работе с клиентами «ТрансКонтейнера», объясняет, почему регион интересен компании и планирует расширять географию своих услуг.
– Насколько важен сегодня регион Центральной Азии для бизнеса «ТрансКонтейнера»? Какова доля Узбекистана в общем объеме трафика оператора?
– Узбекистан переживает экономический рост, и он является одним из самых привлекательных развивающихся рынков в мире. «ТрансКонтейнер» работает в стране с 2006 года. Среднемесячный объем перевозок в сообщении с Узбекистаном составляет от 3,5 до 4000 контейнеров двадцатифутового эквивалента (ДФЭ). Это сумма импорта, экспорта и транзита. В целом на Узбекистан приходится почти 2% всех перевозок ТрансКонтейнера.
– Какие услуги «ТрансКонтейнер» оказывает компаниям в Узбекистане?
– Это перевозки в рамках мультимодальных и наземных перевозок из России, стран Балтии, стран Азиатско-Тихоокеанского региона и других государств Центральной Азии. Наши уникальные активы позволяют нам управлять всей транспортной цепочкой и обеспечивать надежный сервис.
– Кто ваши основные клиенты в регионе?
– Основная доля перевозок приходится на автокомплектующие. Ключевое направление – перевозки для UzAuto Motors. В течение последних лет объемы менялись, но с 2021 года вновь отмечается тенденция к росту. Мы рассчитываем, что рынок будет стабильным и в 2022 году.
– На фоне замедления развития российского автомобилестроения «ТрансКонтейнер» стремится обратиться к клиентам из этой отрасли в Узбекистане и других странах Центральной Азии?
– Автомобильная промышленность – один из важнейших сегментов рынка для «ТрансКонтейнера». У нас есть большой опыт транспортировки как компонентов, так и запасных частей для крупнейших мировых концернов. На фоне изменений на российском рынке, где западные производители постепенно вытесняют китайских, мы наблюдаем смещение логистической цепочки на восток. Как оператор, мы меняем маршруты и услуги. При этом мы продолжаем расширять сотрудничество с нашими клиентами в Центральной Азии и готовы предложить дополнительные объемы перевозок. Помимо обслуживания Узбекистана, «ТрансКонтейнер» организует доставку грузов из Южной Кореи, Чехии и Турции в Казахстан для Kia и Hyundai. Мы готовы предоставить решения для строящихся компаний в Казахстане и других странах. Кроме того, увеличиваются перевозки продукции корейских производителей в Казахстан.
– Логистика строится только через Дальний Восток и сухопутные погранпереходы на востоке?
– Есть и другие направления. В этому году мы запустили собственный сервис из Турции – доставляем автокомплекты для Hyundai из порта Гебзе через Новороссийск на станцию Бурундай, расположенную недалеко Алматы. Делаем автоперевозку по Турции, морскую – с использованием собственного линейного сервиса, далее – на своих вагонах – транспортировку комплектующих до станции назначения.
Какие отрасли помимо автопрома интересны «ТрансКонтейнеру» в Узбекистане и соседних с ним государствах? Есть ли договоренности о сотрудничестве с какими-то компаниями?
– В Узбекистане мы перевозим продукцию черной и цветной металлургии, сельского хозяйства, изделия бумажной и химической промышленности, товары народного потребления. Например, сейчас ведем работу по контейнеризации грузопотоков Ангренского сахарного завода AngrenShakar.
Структура товаропотока на наших сервисах в целом в Центральной Азии разнообразна. По итогам 9 месяцев 2022 года в сообщении с регионом объемы перевозок «ТрансКонтейнера» выросли на 33% по сравнению с тем же периодом 2021 года, примерно до 100 тыс. ДФЭ. Доминирующей и наиболее быстро растущей отраслью для нас остается автопром – +30% год к году, почти 30 тыс. ДФЭ.
Динамично развиваемся в сегменте металлургии, перевозим грузы ERG, KAZ Minerals, ArcelorMittal и других крупных производителей. За 9 месяцев 2022 года перевозки черных металлов выросли на 15%, до 8 тыс. ДФЭ. Транспортировка метизов увеличилась на 27%, до 6 тыс. ДФЭ. Почти в 3 раза мы нарастили в регионе перевозки лесных грузов, до 12 тыс. ДФЭ.
К нашим услугам проявляют интерес клиенты из угледобывающей сферы – для перевозки угля в контейнерах в европейские страны.
– Перевозки в сообщениях с Китаем также станет доминирующим или география услуг станет более разнообразной?
– Импорт из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) по-прежнему составляет значительный объем торговли, и ожидается, что эта тенденция сохранится в 2023 году. Для отгрузок из Китая и Южной Кореи в Узбекистан он, как и «ТрансКонтейнер», терминал Восточной стивидорной компании, входящей в группу «Дело», осуществляет регулярные перевозки через Находку. В настоящее время мы оцениваем возможность перевозки дополнительных объемов по Транскитайскому маршруту с использованием китайско-казахстанских погранпереходов Достык-Алашанькоу и Алтынколь-Хоргос. В 2022 году у него уже три контейнерных поезда отправляются по маршруту Чукурсай (Ташкент)-Достык-Китай. Также осуществляются регулярные контейнерные перевозки со станций Ташкентского хаба в порты Балтии.
– В апреле Вы говорили о планах «ТрансКонтейнера» усиливать свои позиции на сухопутных пограничных переходах Достык и Алтынколь для обеспечения импорта из Китая в Центральную Азию. За счет чего это планируется сделать?
– Эти планы нам удалось реализовать. Так, если в сентябре 2021 года из КНР через пограничные переходы Достык и Алтынколь в РФ мы отправили всего 155 ДФЭ, то в сентябре 2022 года – уже 5 419 ДФЭ. Наша доля увеличилась с 5,4% до 22,7%. Рынок и сам значительно вырос на этом направлении, но при этом кратный рост доли мы смогли получить за счет плодотворной работы с клиентами из Центральной Азии и Китая, а также привлечения экспортеров.
– «ТрансКонтейнер» планировал запустить мультимодальный сервис из китайских портов Тайцан и Нинбо через порт Восточный в Россию. Вы отмечали, что этим сервисом также смогут воспользоваться клиенты в Узбекистане. Удалось ли реализовать эти планы? Стал ли сервис привлекательным в Центральной Азии? В каких отраслях?
– Да, мы увидели интерес к сервису в странах Центральной Азии, включая Узбекистан. Собственный мультимодальный сервис через терминал ВСК используется для перевозок автокомплектующих и товаров народного потребления. Помимо Тайцана и Нинбо возможны перевозки в сообщении с портами Южной Кореи и другими крупными гаванями Китая.
– Есть ли какие-либо факторы, препятствующие потоку товаров в сообщении со странами Центральной Азии? Какое решение вам необходимо принять в связи с этим?
– Основным сдерживающим эффектом является несбалансированность импорта и экспорта, что отрицательно сказывается на экономичности транспорта и сроках доставки. Для решения этой проблемы важно иметь контейнеризацию в пункте погрузки, чтобы выгружаемые и загружаемые объемы в Узбекистане совпадали. После этого экономика будет пропорциональна.
Есть и технические особенности – нормативные требования к пригодности вагонов, особенно колесных пар, к перевозкам по СНГ. Они отличаются от требований РЖД, поэтому необходимо выбирать вагоны, которые будут пригородными на территории стран Содружества. Поэтому больше времени уходит на сортировку и загрузку.
– В связи с реструктуризацией логистики в течение 2022 года у «ТрансКонтейнера» достаточно ресурсов для обслуживания существующих клиентов и их расширения в регионе Центральной Азии?
– За последние два года мы активно наращивали парк контейнеров и платформ. По итогам 2022 года парк контейнеров увеличится на 23 000 единиц с учетом списанных контейнеров. Изначально мы планировали закупить около 8 500 контейнеров, но из-за риска нехватки оборудования в связи с уходом с российского рынка крупных мировых игроков мы пересмотрели свой план в сторону увеличения. Всего в этом году наш флот пополнится 24,5 тыс. контейнеров или 40 тыс. ДФЭ и около 1-1,5 тыс. контейнеров будет списано по износу. Парк фитинговых платформ сегодня превышает 42 000 единиц по сравнению с 40 000 единицами в начале этого года. «ТрансКонтейнер» является безоговорочным лидером по размеру активов и стремится обеспечить неизменное качество обслуживания клиентов.
– С учетом активности в регионе не думали о расширении представительства?
– Пока в регионе мы, действительно, работаем через свое представительство, в то же время прорабатываем вопрос об открытии дочерней компании в Узбекистане для увеличения коммерческой и операционной активности.
Источник: https://podrobno.uz/ Podrobno.uz