В провинции Фарьяб на севере Афганистана произошли столкновения между проживающими там узбеками и пуштунами. Более того, последние открыто поддерживается правящими талибами.
Межэтнические столкновения неудивительны, и начинаются они на фоне проводимой талибами политики переселения пуштунских племен в более плодородные районы страны. В Фарьябе у компактно проживающих узбеков отняли пастбища и землю. В результате столкновений погибли несколько человек.
Как это началось?
Немногим ранее – 12 января в административном центре северной провинции Балх по приказу заместителя министра обороны движения «Талибан» муллы Мухаммада Фазеля был арестован командир местных талибов, являющийся этническим узбеком – Махдум Алем. В ответ на это в столице провинции Фарьяб – городе Меймене, где большинство жителей являются этническими узбеками, произошли протесты, переросшие в беспорядки. Местные узбеки стали избивать талибов-пуштунов и отбирать у них оружие.
Вообще, талибы в Афганистане стараются оказывать всяческую поддержку пуштунам, в том числе, переселенцам из соседнего Пакистана. Так, в октябре прошлого года на севере Афганистана, в провинции Тахар, из нескольких кишлаков местные власти принудительно выселили порядка ста семей: этнических узбеков и частично таджиков. Основным аргументом стало переселение кочевых племен и выходцев из пакистанской местности Вазиристан.

Стоит отметить, что власти Кабула не прокомментировали ни одну из этих ситуаций. Вместо этого талибы страстно проводили политику этнических репрессий против непуштунских этнических групп на севере страны и никогда не объясняли свое решение.
А что Ташкент?
Систематические и даже вопиющие нарушения нынешним режимом прав узбеков, проживающих в Афганистане, не могут оставаться без внимания со стороны Узбекистана. Напомним, что после саммита ШОС, Ташкент укрепил свои позиции регионального лидера в политике и экономике. При этом позиция узбекских властей в отношении защиты государственного суверенитета и национальных интересов всегда была твердой и четко выраженной. Что будет делать в этой ситуации руководство Узбекистана? Как минимум, ожидаем ответа от Ташкента по дипломатической или правительственной линии. И ответа жесткого.
Узбекистан в силу своей географической близости частично граничит с Афганистаном, поэтому отношения между двумя странами должны развиваться как добрососедские. Недавно талибы обвинили Ташкент в невыполнении контракта на поставку электроэнергии, но темпы сотрудничества и диалога между двумя странами не сбавляют, а ситуация с притеснением узбеков в Афганистане буквально плевок со стороны талибов, т.к. произошло с их молчаливого согласия. Может ли Узбекистан прекратить гуманитарную помощь Афганистану и разработать ускоренную национальную программу репатриации своих соотечественников в случае ухудшения их положения? Понимаем и осознаем, что до открытого противостояния двух стран вряд ли дойдет, но на Востоке все может быть и быть вполне непредсказуемо.
Источник: https://t.me/kabul_tashkent Телеграм-канал Кабул-Ташкент