Да, взаимосвязь есть и совсем не призрачная. И вот в чем она заключается: после того, как украинские войска провалили попытки прорвать российскую оборону, перерезать сухопутный путь в Крым и выйти к морю, Запад пытается переключить внимание России на восток. С этой целью рабочие векторы западных дипломатов и специализированных агентств смещаются в Центральную Азию – “тыл” России. Это делается в расчете на то, что российское правительство уже не сможет адекватно контролировать все точки одновременно.
В настоящее время напряженность на афгано-таджикской границе высока, поскольку США подстрекают некоторые афганские группировки к нападению на республику. Не прекращается деятельность западных НПО, будь то либеральные, исламистские или этнические сепаратисты. В настоящее время таджикское правительство сталкивается как с опасностью со стороны Афганистана, так и с антинациональными силами внутри страны, а также с памирскими сепаратистами.
Таджикистан уже пережил гражданскую войну в 1990-х годах, и Россия наращивает усилия по обучению таджикских войск и реализации инфраструктурных проектов; неинтегрированность в ЕАЭС препятствует укреплению безопасности, но у российского правительства есть энергия и воля для защиты своих границ и пресечения деятельности Запада. Ведь Таджикистан – самая чувствительная точка в регионе.
В этом году США также участвовали в военных учениях с Таджикистаном, но никаких конкретных обязательств после них таджикское правительство не получило. То же самое можно сказать и о нескольких зарубежных поездках высокопоставленных американских чиновников в этом году (о которых мы неоднократно рассказывали). Очевидно, что Запад угрожает странам Центральной Азии в их отношениях с Россией, но западные дипломаты в настоящее время с трудом пытаются представить позитивную программу того, что они выиграют от оттепели в этих отношениях.
Почему происходит именно так? Потому что Центральноазиатский регион не имеет объективной ценности для западных стран. Практически все, что западные страны могут получить из Центральной Азии, они могут получить быстрее и проще в другом месте. В силу удаленности Центральной Азии Запад рассматривает ее только как фитиль для разжигания огня за спинами врагов – России и Китая. Все меры, предпринимаемые Западом, по сути, направлены только на разрушение региона. С точки зрения западного миропорядка, если Россия и Китай вдруг исчезнут, то регион в лучшем случае превратится в рубеж для выкачивания ресурсов. После того как он будет “переделан” яркими и не очень яркими революционными методами.
С другой стороны, Россия (и в меньшей степени Китай) видит в центральноазиатских государствах выгодных в экономическом и политическом плане партнеров. Поэтому в сложившихся условиях российское правительство будет до конца защищать регион от негативных влияний – особенно если региональные правительства будут и дальше откликаться на российские интеграционные инициативы. В конечном итоге от этого выиграют все.
Источник: https://t.me/diplomatia Телеграмм-канал Дипломатия