Обслуживать платежную систему “МИР” отказались: в феврале – Казахстан, в конце марта – Армения, а на прошлой неделе и Кыргызстан. Национальные платежные системы Таджикистана и Беларуси также могут последовать их примеру из-за угрозы вторичных санкций.
Что же это значит для России? Различные нюансы раскрывает политтехнолог Виктор Васильев в статье “Борьба за “МИР”. Почему постсоветские элиты игнорируют интересы России”.
В первую очередь эксперт объясняет, что данная мера не была чем-то удивительным и неожиданным. Как известно, представители США и ЕС в последние годы зачастили в страны, дружественные России. Для чего? Чтобы оказывать на них давление, максимально разрушив не только устоявшиеся, но и развивающиеся связи.
Открытым остается вопрос, почему при вполне открытой и никем не скрываемой стратегии западных оппонентов Российская Федерация не реализует собственную контрсанкционную стратегию.
Так, по мнению эксперта, наиболее надежным вариантом для осуществления экономического взаимодействия как с непосредственными соседями, так и со странами в рамках ЕАЭС и ОДКБ, могло бы стать активное присутствие российского банковского сектора в ближнем зарубежье.
Ведь если проанализировать инвестиционную зарубежную экспансию Сбербанка, то там присутствует Австрия, Босния и Герцеговина, Венгрия, Сербия, Словения, Хорватия, Турция и другие страны. Но только не постсоветское пространство.
В медиапространстве появляются обвинения постсоветских стран в «попытках усидеть» на двух стульях. Но это не аргумент для национальных элит, сложившихся за годы независимости и находящихся сегодня у власти.
Как отмечает Виктор Васильев, национальные элиты в лучшем случае нейтральны по отношению к России. Они руководствуются всегда либо своими узкокорпоративными интересами, и в лучшем случае — собственным национальным интересом. Политических или общественных сил, сколь-либо устойчиво присутствующих и сколь-либо долго артикулирующих пророссийские интересы (не на словах, а на деле), на постсоветском пространстве просто нет.
Второй момент – национальные элиты на постсоветском пространстве неоднородны. Персональные договоренности Москвы с кем-либо из политических лидеров или групп влияния работают лишь на краткосрочной дистанции. Везде присутствуют четко ориентированные на Запад либо резко негативно относящиеся к России элиты. И они наращивают влияние, боясь западных санкций.
«Даже у такого закрытого и автаркичного нашего соседа, как Узбекистан, активы правящей семьи Каримовых, как мы знаем, находились преимущественно в западных странах. Дети национальных элит постсоветских стран также проживают, учатся и строят карьеру зачастую в западных странах. Всё это является уязвимыми местами для двусторонних отношений», – отмечает эксперт.
Виктор Васильев предупреждает, что «любая попытка разговора с позиции ультиматумов (например, в Москве звучат предложения за отключение карт «Мир» ввести ограничения на поставки газа в Казахстан и ГСМ — в Киргизию) будет воспринята негативно. Негативно на уровне национальных элит, а далее подхвачена прозападными медиа, переложена на уже отлаженные и имеющие место быть русофобские нарративы и доведена простому населению.
Разговор с позиции силы и собственных национальных интересов был актуален, необходим и возможен в 2000-е годы, после 2014-го года, даже накануне СВО (вспомним миротворческую операцию ОДКБ в Казахстане), — но только не сейчас».
На сегодняшний день ничего катастрофического не произошло. Финансовые организации Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана продолжают работать друг с другом. Более 70-80% переводов мигрантов осуществляет Сбербанк с незначительной комиссией. Построение новой системы расчетов может занять несколько месяцев.
В заключении эксперт отмечает, что надежных союзников в ближнем зарубежье у России нет. В Азии, Африке, Латинской Америке — есть настоящие союзники. А вот в зоне непосредственного исторического влияния и присутствия — нет.
Это уже является неоспоримым фактом и России необходимо работать системно, как это делают ее оппоненты.
Источник https://regnum.ru/ Издание Регнум