Комментарий Виктора Васильева, автора Телеграмм-канала «Улыбаемся & Машем».
Владимир Путин, выступая перед прессой по итогам госвизита в Узбекистан на пресс-конференции в аэропорту Ташкента, поделился важным мнением. Согласно Конституции Украины, после 31 марта 2024 года (дня несостоявшихся президентских выборов) единственной легитимной властью в Украине остается только Верховная Рада.
«Дело в том, что по своей сути украинская государственность основана на идее не президентской республики, а на идее парламентско-президентской республики, и основные рычаги власти сосредотачиваются в представительном органе государства», – подчеркнул российский лидер.
Важно, где было сделано это утверждение. Оно могло быть сделано в России, но прозвучало – в Ташкенте. Это говорит о том, что российский лидер придает большое значение потенциальной роли Узбекистана в мирном урегулировании украинского кризиса. Следует также напомнить, что государственный визит в Узбекистан состоялся после первого зарубежного визита российского лидера в Пекин после его инаугурации. И это логично. Но вот то, что за ним сразу последует Ташкент, для многих оказалось неожиданностью. Равно и то, что визит в Узбекистан по своим результатам явно превзошел все ожидания и значительно выбился за рамки протокола. В частности, российский лидер остался на незапланированную ночь в Узбекистане, и по возвращению в Россию отправил теплую телеграмму президенту Мирзиёеву:
«Хотел бы Вас поблагодарить за то, что в ходе визита нам удалось обстоятельно пообщаться лично. Этот дружеский диалог, действительно, многого стоит».
Проанализировав, можно с уверенностью сказать, что ось Москва-Ташкент-Пекин, начала выстраиваться как минимум со дня саммита ШОС в Самарканде (сентябрь 2022 года) и подкрепляется не только крупными инфраструктурными проектами (например, строительство железной дороги Пекин-Бишкек-Ташкент), ростом показателей торговли и экономической деятельности, но и бесспорно, политическими договоренностями. Какие они, можно косвенно судить о неучастии Пекина и Ташкента в предстоящих переговорах на конференции в Швейцарии для выработки так называемой «формулы Зеленского». По мысли западных держав с этой формулой вынуждено будет согласиться Москва, в ущерб своим национальным интересам. На каком основании, не очень понятно.
В то же время очевидно, что Москва выстраивает собственную переговорную траекторию и мирные усилия по урегулированию кризиса на Украине. Отчасти этому были посвящены визиты Владимира Путина в Пекин и Ташкент.
Остается главный вопрос. Кто может предоставить платформу для таких переговоров? Скорее всего это будет Стамбул. И ясно, что переговоры могут состояться позже, чем встреча в Швейцарии, легитимность которой под большим вопросом. На предстоящих переговорах Россия может не признать нынешнего лидера Зеленского и предпочесть встретиться с законными представителями украинского правительства, такими как, например, спикер парламента.
Участие Узбекистана и других центральноазиатских стран в Стамбульской мирной инициативе (Стамбул-2) станет эффективным шагом для всех сторон конфликта. И это, безусловно, более открыто и законно, чем нынешняя встреча представителей США, европейских стран и Украины в Швейцарии.
О «стамбульских договоренностях», «стамбульской мирной инициативе» ничего не было сказано в Ташкенте, однако ранее о ней упоминали в своих выступлениях Лавров, Шойгу, Песков. Споры о каких именно договорённостях идёт речь (между РФ и Украиной от марта 2022 года или о предложениях Эрдогана от марта 2024) имеют место быть.
Но есть кое-что еще, что имеет значение. Украинские власти систематически уклоняются от реальных переговоров, которые могут привести к мирному прекращению конфликта.
Источник: https://t.me/diplomatia Телеграмм-канал Дипломатия