Ситуация с малой АЭС окутывается различными слухами и мифами. Чтобы разобраться с данным вопросом, редакция канала “Тема дня” обратилась к эксперту – главному редактору издания “Геоэнергетика” Борису Марцинкевичу.
Изначально речь шла о строительстве большой АЭС. Но было решено построить именно малую. В связи с этим в Узбекистане появляются мнения, что это связано с тем, что не оправдались амбиции России.
По словам эксперта, АЭС в Беларуси является полным аналогом “большой” АЭС в Узбекистане. Данная станция была построена на основе межправительственном кредите в размере 100 миллиардов долларов, а также самой Беларусью в размере 2 млрд долларов. То есть это практически новый город Островец, плюс интеграция в объединенную энергосистему, плюс внешнее обеспечение электроэнергией самой АЭС, плюс балансирующие пиковые газовые электростанции. Теперь сравним уровни развития урбанизированной Белоруссии и Джизакской области, которая пока еще больше сельскохозяйственная.
Как известно, Узбекистан подписал соглашение с турецкой компанией Cengiz Enerji строительстве газовой электростанции в Джизакской области в ноябре 2023 года.
«Я уже тогда задал себе вопрос – и куда столько, если там еще и АЭС на 2,4 ГВт?! По договору деньги ищут турки, но Узбекистан обязуется закупать электроэнергию по неназванной фиксированной в долларах цене», – сказал эксперт.
Во время визита Путина в Узбекистан был подписан контракт с РусГидро (или входящим в его структуру институтом “Гидропроект”) на разработку технико-экономического обоснования по ГАЭС в Айдаркуле.
«А во время визита Путина в Узбекистан был подписан контракт с РусГидро (вернее, с входящим в его структуру НИИ «Гидропроект») на разработку ТЭО по ГАЭС на Айдаркуле. И вот после этого я могу только громко кричать: узбеки, вы просто красавцы! ГАЭС планируете 300 МВт, то есть балансирующая мощность 600 МВт. Этого хватит на балансировку и газовой, и атомной АЭС, Джизакская область просто в тотальном выигрыше – и по новым рабочим местам, и по резерву электроэнергии на строительство любых заводов-фабрик, которые только сможете придумать. Не сможете?! Да и черт с ним – на севере ведь Казахстан, который возьмет любое количество кВт/часов, у него в Туркестанской области тотальный дефицит. Так что на неделе иду в магазин и покупаю шляпу – чтобы было, что снимать перед этими контрактами, которые вместе дают потрясающий комплексный эффект», – сказал Борис Марцинкевич.
Существуют опасения, что небольшая атомная электростанция лишит ожиданий тех, кто учится в узбекском филиале МИФИ в Узбекистане. Мол, не будет необходимости в таком количестве ученых-ядерщиков.
«По персоналу. У Росатома есть практика на больших АЭС: мощность умножаем на 0.3, то есть 2 блока по 1 200 МВт – это 800 человек. На работу в Якутии на РИТМ-200 набор в Росатоме уже тихо идет – 150 человек. Для Узбекистана арифметика получается 150 х 6 = 1200.
Реакторы новые, потому подход совсем другой. Так что это не мест для выпускников ташкентского МИФИ не хватает, а выпускников ташкентского МИФИ для Джизакской АЭС. Реакторы в обоих случаях водно-водяные, так что все в порядке – выпускники сразу будут при деле», – констатировал эксперт.
Источник: https://t.me/+nhG3zqb6ap1kNzQ6 Телеграмм-канал Вокруг Узбекистана и https://t.me/tema_dnya_uz Телеграмм-канал Тема дня