Смерть легендарного ведущего КВН Александра Маслякова стала настоящей утратой для Клуба веселых и находчивых и его почитателей.
Редакция ТГ-канала “Ташкент Дакар” взяла интервью у Игоря Кучмара, руководителя Ассоциации команд КВН Узбекистана и бессменного ведущего игр.
– Игорь, скажите, не уйдет ли с легендарным телеведущим и сама игра? Ведь КВН у всех ассоциируется в первую очередь именно с Александром Васильевичем Масляковым.
Игорь Кучмар: Из-за ухода Александра Маслякова КВН не исчезнет. Масляков — барин, он знаковая фигура, однозначно. Причем, наверное, самая знаковая фигура для игры, потому что надо делить КВН 60-х годов и КВН 80-х-90-х годов – классического периода Александра Васильевича. Это сильно разные проекты, разные игры, разные концепции.
Но в любом случае это такая штуковина, которая исчезнуть просто не может. Видоизмениться – да, как-то немножко преобразоваться – да, но исчезнуть, наверное, нет. В том или ином качестве КВН останется однозначно.
Александр Васильевич знаковый человек, важный человек, но все-таки КВН больше чем Александр Васильевич. Соответственно клуб останется. Да, игра в чем-то ассоциируется с Масляковым, а в чем-то может быть и нет. Пройдет время, игра изменится, Александр Васильевич станет иконой.
– Вы пришли в КВН 30 лет назад – изменился клуб за эти годы?
Игорь Кучмар: Да, конечно изменился. Клуб изменился, команды изменились, мир изменился, все меняется. Стал другой юмор, стало другое восприятие юмора. Но это логично, потому что меняется актуальность тем, меняется рефлексия по той или иной проблеме или теме, меняется структура юмора. Изменяется уровень, грань, скажем, дозволенности. Но юмор, а КВН, в сути своей творческая деятельность, напрямую связанная с юмором, стандартно меняется во все времена.
– Можно ли еще удивить зрителя и рассмешить его? Или делать это стало гораздо сложнее, чем раньше?
Игорь Кучмар: Удивить зрителя можно. И рассмешить можно. Но делать это всегда было сложно. Написать шутку, которой еще не было, сложно было всегда.
Сейчас немного сложнее стало в связи с тем, что по сравнению с 30-летней давностью появилось огромное количество, назовем так, конкуренции в юмористическом поле, включая все проекты выходцев из КВН, включая какие-то иностранные проекты, включая какие-то наши национальные проекты.
Но, мне кажется, проблема даже не столько в этом, потому что я, собственно, наоборот, за конкуренцию.
Скорее проблема в том, что возможность быть рупором на большую аудиторию, я сейчас больше про КВН говорю, есть не только у КВН. Появился интернет, в котором каждый человек, который думает, что он хорош в юморе, может выдавать некий креативный материал. И как результат качество юмора очень резко упало.
Чувство юмора, как и чувство музыки или чувство искусства, оно воспитуемое. Но проблема в том, что людям присуща стадность, а в стадности все всегда проще, легче, быстрее, понятней.
И чем глупее, проще, примитивней шутка, тем воспитывать человеческое сознание для восприятия юмора становится сложнее. Это такой крик души.
– Подскажите, какие именно шутки и какие именно темы сегодня лучше заходят зрителю?
Игорь Кучмар: Есть одна проблема – она касается интернета и КВНа. Интернет, соцсети, мессенджеры очень быстро реагируют на то или иное событие. Любая быстрая шутка на актуальное событие, конечно, лучше заходит. Через время даже очень смешная шутка по поводу чего-то, что произошло три недели назад, может казаться слабее, чем то, что появилось в первую секунду.
А что касается того, какие шутки, какие именно темы заходят, да те же, что и всегда.
И темы можно поделить на две, скажем, так – основные. Первая из них, это та тема, которая актуальна. Она может быть любая – новостная актуальность, сегодняшняя актуальность в конкретном зале или рассчитанная на конкретную аудиторию, такая общечеловеческая актуальность.
То есть, как люди минимум три тысячи лет шутили на тему взаимоотношений мужчины и женщины, так они и будут шутить. Сейчас, правда, появилась возможность шутить на тему взаимоотношения мужчины и мужчины, женщины и женщины, некоего среднего рода со средним родом и так далее.
Собственно, такие общепонятные, общечеловеческие темы остаются актуальны. Так что темы как не менялись, так и не меняются.
– Как отличаются команды КВН в странах СНГ?
Игорь Кучмар: Каждая команда несет в себе, с одной стороны, некий национальный колорит, если это прям национальные команды, а с другой – культуру юмора, который присущ народу этой страны.
Скажем, в Узбекистане весь юмор вышел из двух основных народных направлений – аския и масхарабос. Естественно, отпечаток этих двух направлений юмора есть у всех команд КВН Узбекистана. Иногда он хороший, иногда он плохой, но он есть.
В КВН самое главное, что школа клуба, школа написания юмора, школа классической игры, позволяет неким образом унифицировать, а может быть даже выделить самые яркие особенности, при этом убирая определенный негатив того или иного колорита. То есть, если упрощенно: диалект, говор может стать фишкой некой команды, но вряд ли из него можно вытащить концепцию команды и постоянный юмор. Во всяком случае, чтобы он не набил оскомину.
В каждой стране СНГ были очень сильные школы юмора. Например, белорусская школа юмора прекрасная, очень сильная, одна из самых сильных. На Украине были очень приличные команды долгое время. Очень прикольный, на мой взгляд, КВН Кыргызстана – со своим очень своим своеобразным подходом. Россию можно вообще на регионы разделить и рассказать о каждом.
Это еще очень сильно связано со школой именно КВН, то есть с теми командами, которые вышли из этого региона, которые чего-то добились, потом вокруг себя создавали некие авторские группы, школы и так далее. Естественно, конкретный отпечаток каждой команды или группы команд на регион или на страну, естественно, накладывался.
Но так, чтобы сильно, глобально команды отличались друг от друга – такого нет. В любом регионе, в любой республике, в любой стране СНГ может появиться команда очень разная. Юмор и КВН в этом отношении очень многогранная штуковина.
Вообще игра в КВН учит не юмору или точнее не только или не столько юмору, сколько десятку других очень важных вещей. Может быть даже гораздо более важных, чем юмор в чистом виде. То есть это риторика, школа лидерства, командная работа, взаимодействие, критика, аналитика, классическое творчество, выступление на больших аудиториях, музыкальность, пластичность. Плюс юмор. Нет других таких школ.
На тему юмора написаны миллионы работ, причем я имею ввиду работы не просто докторские. С абсолютно разных точек зрения – нейролингвистической, психологии, критики, искусства и так далее. То есть это серьезнейшая тема, но при всем при этом КВН как явление, он не только и столько про юмор. Он про коммуникацию, про взаимодействие, про очень большое количество очень важных вещей. И для меня именно это наиболее важно в КВН.
– А нет ощущения, что люди устали от такого формата?
Игорь Кучмар: Скажу так: люди устали от плохого юмора и плохой игры. Это возможно, да. Или от каких-то внутренних передрязг, сложностей, в том числе и политических.
КВН какое-то долгое время, наверное, был костным в связи с определенными, возможно, личными какими-то реалиями людей, которые его делали. Либо может быть с требованием телевидения или социально-политическими требованиями. Да, КВН должен меняться, КВН умеет меняться, КВН меняется всегда, на протяжении всех лет сколько он существует.
Сможет ли он стать заново тем единственным и самым-самым, мне, как человеку, который очень много лет этому посвятил, хочется в это верить. Я, кстати, думаю, что это возможно, причем думаю не просто как о мечте, я четко понимаю как, почему и что можно сделать для того, чтобы КВН стал, как минимум, опять высокорейтинговой программой.
Телевизионная программа упала в рейтингах, взаимоотношение КВНа со зрителем немножко изменилось, но это все легко меняемая вещь.
Источник: https://t.me/tashkent_dakar Телеграмм-канал Ташкент Дакар