Министерство национального образования Турции изменило название «Центральная Азия» на «Туркестан». Соответствующим образом будут пересмотрены учебники истории. Реформа была поддержана президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. По мнению турецких экспертов, новое название призвано подчеркнуть родство региона с Турцией.
Не является ли эта мера «противоречащей» интересам Ирана в Центральной Азии, учитывая историческое влияние персидских империй на данной территории, благодаря в том числе и присутствием персоязычных таджиков(?)
Своим мнением с ТГ-каналом “Ташкент Дакар” поделилась иранист Алина Устинова.
Хотя историки продолжают спорить о том, как правильно называть регион Центральной Азии, была выведена общая формула, что правильнее называть его ЦА, а не Средняя Азия или Туркестан.
По сути, можно сказать, что Турция вернулась в свое «историческое» лоно. Название «Туркестан», буквально означающее «земля тюрков», однако встречается достаточно часто в источниках на языках иранской подгруппы (ираноязычные поэты и историки так же не гнушались им). Оно упоминалось задолго до того, как образовалась Османская империя, и гораздо дольше, чем она существовала. Не забываем, что и в Российской империи было Туркестанское генерал-губернаторство, куда входила почти вся сегодняшняя Центральная Азия — и империя название сама не придумала. (Есть мнение, что именно Российская империя способствовала тому, что название «Туркестан» закрепилась за всей Центральной Азией, а не только за одной из её исторических частей.) В конце концов, от маленького географического обозначения, Туркестан превратился в массивный историко-географический район.
Иран и Турция – исторические соперники, но это вряд ли «знак». Ведь историческое соперничество между двумя державами всегда происходило в Закавказье, а не в Центральной Азии. Ирану, по сути, все равно, как называется регион. Следует также помнить, что «стан» – это персидский суффикс, а значит любое внедрение «стана» куда-либо, помимо персидского языка, означает лишь дополнительное подтверждение исторического влияния Ирана на регион. К тому же, Турция исторически в Центральной Азии ничем не владела, в отличии от того же Ирана.
Нет ничего особенного в том, что Турция хочет переименовать регион. Они изменили название страны, но все продолжают называть ее Turkey. По сути, Турция не изобрела ничего нового. Реакция на это только привлечет больше внимания к «окружению» Турции. Они могут делать все, что хотят, на своем языке. До тех пор, пока они не навязывают его другим. В академическом дискурсе правильным названием остается Центральная Азия. И Иран будет продолжать оказывать влияние на регион независимо от его названия.
Источник: https://t.me/tashkent_dakar Телеграмм-канал Ташкент Дакар