Анастасия Прядкина – актриса театра “Ильхом”, актриса и соавтор в театре “Другие звери”:
«Вопрос денег – больная тема для меня, о которой хочется говорить, потому что люди у нас не готовы платить. Они любят зрелища, они любят спектакли, они любят какие-то показы, но когда это бесплатно. Но платить почему-то мало кто готов.
Да, актёры получают удовольствие от своей работы, но это все-таки работа. На чём же они тогда должны зарабатывать, если билеты не продаются?
Порой ты целый год делаешь всё, для того, чтобы вышел спектакль: очень долго ищешь пьесу, много читаешь, пересматриваешь, выбираешь материал, потом работаешь с текстом, репетируешь часами, даже в постановке для “Других зверей”, несмотря на то, что они длятся по 15-20-30 минут. Это очень длительный процесс, который требует множества усилий. Ты создаешь музыку, пишешь ее, может быть, при помощи ИИ – сейчас это нам помогает. То есть затраты огромные: энергетические, временные, финансовые, даже ездить на репетиции постоянно на что-то нужно.
Но при этом ты анонсируешь спектакль, который делал год, и не так много людей находится, которые готовы заплатить за это какие-нибудь 60-70 тысяч. Хотя за ужин, обед все с легкостью платят. Но здесь же, по-моему, гораздо более сильное впечатление ты получаешь за эти деньги. Возможно, такое, которое даже меняет твою жизнь.
Поэтому я очень не люблю, когда мы приглашаем людей просто, чтобы заполнить зал. Потому что, мне кажется, люди должны ценить труд актеров, режиссеров, сценаристов, музыкантов. И платить весьма-весьма доступные суммы за полученные удовольствия. Поддерживать, потому что руки могут опускаться.
Когда объявляешь показ бесплатный или за донаты, то ты собираешь полный зал. Очень легко. Буквально за два дня можно его собрать. Но стоит объявить продажу билетов, число зрителей значительно снижается. И все очень-очень боятся. Почему так не боятся они в кафе? Еда тоже может быть невкусной.
И вот на что при этом живет театр в Узбекистане? На энтузиазме. На голом энтузиазме он живет, потому что продавать искусство не получается. И это абсолютная правда. Продаются какие-то другие вещи.
Но если бы была готовность платить у аудитории, то, возможно, появлялось бы гораздо больше более смелых проектов. А ты понимаешь, что очень-очень сильно ограничен в ресурсах, ты и так вкладываешь в это всё. Поэтому становится очень сложно.
Призыв для всех: покупайте билеты, поддерживайте творцов. Вы не то, чтобы позволите им заработать каких-то денег, а чуть-чуть компенсировать все те затраты на постановку. Даже на то, чтобы сыграть уже готовый спектакль.
И опять же – кино, например, оно тоже не дешевое. Но в кино люди ходят, платят, готовы на это. Хотя там уже ты получаешь продукт без энергозатрат. А в театре это живая энергия, которая здесь и сейчас. В каком бы состоянии ни был актер, он выдает по максимуму. Делится с аудиторией. Играет только для тебя. Особенно, когда собираешь небольшой зал на 30-40 человек».
Источник: https://t.me/tashkent_dakar Телеграмм-канал Ташкент Дакар