Какой политики придерживается Узбекистан: многосторонность или нейтралитет? Независимый международный эксперт Бахтиёр Алимжанов объясняет внешнюю политику Узбекистана.
С 2016 года Узбекистан пытается сохранить позиции Каримова. Но иногда кажется, что внешняя политика Узбекистана находится где-то между многосторонностью и нейтралитетом. Например, он нейтрален по отношению к украинскому СВО. Однако этот нейтралитет иногда выражается в осторожном подходе к внешней политике.
Как известно, внешняя политика Узбекистана ориентирована в первую очередь на сотрудничество с Россией, Китаем, ЕС и ближневосточными монархиями. Например, он активно сотрудничает с Дубаем, саудовскими компаниями, Masdar (энергетическая компания ОАЭ), но основные контракты заключает с арабскими монархиями. Недавно Узбекистан присоединился к деятельности Организации тюркских государств, т.е. тюркской интеграции.
Узбекистан также принимает участие в ООН, СНГ, ШОС, является наблюдателем ЕАЭС и БРИКС, но приостановил свое участие в ОДКБ.
В этом году он попытался сблизиться с Германией и ЕС, и его посетили Макрон и Шольц. Другими словами, они попытались диверсифицировать свои векторы.
Но пока Россия остается нашим крупнейшим стратегическим партнером, а Китай – номером один во внешней торговле. Турция также пытается войти сюда. Но Турция все еще находится на третьем или четвертом месте.
Многосекторальность иногда выглядит как лавирование, или сама эта многосекторальность выглядит как нейтралитет. Иными словами, многосекторальность во внешней политике Узбекистана носит философский характер. Узбекистан пытается сотрудничать со всеми странами на равных и получать от них выгоду, но в то же время старается дистанцироваться от всех и проводить собственную внешнюю политику. Однако это не всегда удается.
Крупные экономические контакты, это, конечно, с Россией и с Китаем. Конечно, строительство атомной электростанции, ТМЗ – Ташкентский металлургический завод, с Лукойлом, то есть нефтегазовая отрасль – все это очень крупные контакты с Россией. И есть также китайские инвестиции. Получается, что в партнерстве с разными странами, блоками, наблюдаются признаки многовекторности, но в остальных вопросах – щекотливых или чувствительных, Узбекистан все равно остается нейтральной страной.
То есть во внешней политике Узбекистан сочетает и многовекторность, и нейтральность одновременно. Особенно если взять СВО на Украине или палестино-израильский конфликт. В ситуации с Израилем и Палестиной Узбекистан вначале придерживался нейтральности, а потом все равно поддержал Палестину. Призывает к миру между Ираном и Израилем.
Другими словами, Узбекистан пытается измениться. Внешняя политика гибкая, хотя иногда и неуклюжая. Она может меняться в зависимости от конкретных интересов, становиться многосторонней или нейтральной. И, конечно, это зависит от политической воли лидеров.
Можно также сказать, что многосекторальность в Узбекистане очень ситуативна. Он должен применяться к каждой ситуации и каждому государству индивидуально. И он должен быть полностью реализован в определенные сроки. Эта политика в Узбекистане очень гибкая. Поэтому многовекторная или нейтральная внешняя политика в Узбекистане должна рассматриваться только в конкретных случаях».
Источник: https://t.me/vokrug_uz Телеграмм-канал Вокруг Узбекистана и https://t.me/tema_dnya_uz Телеграмм-канал Тема дня